Итоги отборочного этапа университетской олимпиады школьников “Бельчонок” – МКОУ “СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный”

В проект перечня олимпиад школьников, которые могут давать льготы при поступлении в вуз, вновь добавлена олимпиада “Бельчонок”, которая уже когда-то была в перечне, потом оттуда её убрали. Олимпиада проводится Сибирским федеральным университетом (Красноярск). Раньше это была “бланковая” олимпиада, то есть решения задач пишутся на бумаге, а потом проверяются жюри, хотя все широко известные олимпиады по информатике из перечня РСОШ проводятся исключительно в компьютерной форме. Мне стало интересно, что же представляет эта олимпиада сейчас, если её повторно включили в перечень. Благо сайт олимпиады http://dovuz.sfu-kras.ru/belchonok/ должен содержать массу материалов для анализа.

Конечно же, интерес прежде всего представляют задания заключительного этапа для 11 класса.

Первые четыре задачи — задачи по математике (безыдейная вычислительно муторная комбинаторика, задача на системы счисления, просто задача уровня маткружка и только в задаче 4 есть слово “бит”, а сама задача в стиле известной задачи из ЕГЭ по информатике). Но есть и пятая задача, которая внешне выглядит, как адекватная задача по программированию. Приведём условие задачи полностью:

Дано N натуральных чисел. Написать программу, находящую минимальное натуральное число, не представимое в виде суммы никаких из этих чисел, если в эту сумму каждое исходное число может входить не более одного раза. Также сумма может состоять из одного числа.

Входные данные: первой строкой подается количество чисел N, второй строкой сами числа через пробел.

Выходные данные: искомое число.

Пример:

Входные данные Выходные данные
16
2

На первый взгляд задача уже выглядит похоже на задачу по программированию, достойную олимпиады. Правда, задача не блещет оригинальностью (хотя задания для заключительных этапов олимпиад РСОШ должны быть оригинальными), я даю эту задачу в школе 8-классникам (см. например задача Q). Это несложное упражнение на сортировку, нужно упорядочить список чисел, считать суммы всех чисел на префиксах, если какое-то число будет больше, чем сумма всех предыдущих чисел, увеличенная на 1, то ответом будет как раз сумма предыдущих чисел, увеличенная на 1. Сложность решения: O(N * log(N)). Вот, например, моё решение этой задачи. Обосновать этот алгоритм несложно индукцией по количеству чисел после их сортировки.

Предлагаемое авторами олимпиады решение этой задачи содержится в архиве с условиями в файле “Информатика_11_Ответы.pdf” на страницах 4-5. Во втором варианте заданий заключительного этапа эта задача точно такая же.

Для удобства скопировал код авторского решения на pastebin. Авторский алгоритм решения — посчитаем сумму всех чисел (sum), затем будем делать перебор по ответу: для каждого числа от 1 до sum будем проверять, можно ли представить его в виде подмножества данных чисел, что в свою очередь будем делать перебором всех подмножеств N чисел. То есть сложность авторского решения O(sum * N * 2N).

Но если не получилось придумать хитрое решение с сортировкой, то можно один раз перебрать все подмножества и отметить в массиве числа, которые можно получить, затем найти первое неотмеченное число. Это будет решение сложности O(sum + 2N). А можно решить эту задачу стандартным рюкзаком, это будет решение сложности O(sum * N). Составители заданий олимпиады, похоже, просто не в курсе вопросов сложности алгоритмов и написали самое худшее из очевидно приходящих в голову решений.

Также авторское решение содержит ошибки. В строке 7 объявлена переменная sum, которая не инициализируется. В строке 19 есть вывод переменной sum, но это не ответ, это отладочный вывод. Ответ выводится позже. Авторское решение всегда выводит два числа: сначала сумму всех чисел, потом ответ, то есть в тестирующей системе это всегда будет PE.

Итак, решение а) крайне неэффективно, б) содержит ошибку в реализации, в) содержит отладочный вывод в stdout.

Кроме того, решение ещё и крайне плохо написано.

Например, в строках 27-28 в цикле считается сумма в переменную sum1, а переменная sum1 обнуляется после этого цикла в строке 31. Так писать можно, но плохо, т.к. запутывает код. У своих учеников я такое решение не приму, инициализация должна быть сделана перед циклом. Об этом можно почитать в блоге Петра Калинина.

В строках 42-44 авторского решения нужно вывести найденный ответ i, он выводится, после чего делается break из цикла. А чтобы ответ не был выведен повторно ещё раз после цикла, увеличивается переменная flag1, которая проверяется после цикла (если flag1 == 0, то нужно выводить sum + 1). Вместо использования флагов и break в языке C++ нужно сделать return из середины функции main. Названия переменных (a, b, c, sum. sum1, flag, flag1) я бы никогда не принял у своих учеников.

Наконец, перебор всех подмножеств реализован путём увеличения двоичной записи числа, хранящегося в массиве b, это строки 32-38. Про битовые операции и как их использовать для перебора подмножеств авторы не в курсе, пишут сами алгоритм увеличения двоичной записи на единицу.

Ну и теперь переходим к самому главному — проверке решений. Уже понятно, что о тестирующей системе речи не идёт, как же они проверяли работы участников? Максимальный балл за вариант составляет 100, из них эта задача оценивается в 30 баллов. Кстати, в начале файла с решениями ошибка, там написано “Общее количество баллов 100. Решение первой задачи оценивается Жюри из 10 баллов, пятой задачи из 30 баллов и из 30 баллов остальных.”, на самом деле задачи 2-4 оцениваются в 20 баллов, посчитайте сами сумму. Допустимо ли Жюри (не стесняющемуся писать себя с заглавной буквы) делать столь банальные ляпы в официальных текстах, равно как оставлять отладочный вывод в решении? Но все-таки посмотрим на то, как были проверены работы участников.

Вот работы победителей и призёров олимпиады. Работы учащихся 11-х классов начинаются со страницы 74.

Все более-менее адекватные решения задания 5, предложенные призёрами олимпиады, используют именно сортировку, но содержат ошибки в реализации и оценены не более, чем в 5 баллов из 30 возможных. До крайне неэффективного авторского решения задачи не додумался ни один из призеров олимпиады.

Но есть решение Кирилла Курдюкова (см. страницу 98), в котором я не нашёл никаких ошибок и изъянов. Вот это же решение на pastebin. Решение проходит все тесты в моей тестирующей системе и имеет сложность O(N*log(N)). То есть оно правильное, полное, имеет гораздо меньшую алгоритмическую сложность, короче и проще в реализации, то есть за него нужно ставить никак не меньше 30 баллов из 30 (а следовало бы поставить больше, ибо оно гораздо лучше авторского решения).

Жюри оценило это решение в 5 баллов из 30. Дальше есть ещё одна работа, в которой за это задание поставлено целых 10 баллов (во всех остальных работах — не более 5 баллов, как у Кирилла) — это работа Валерии Тягуновой (см. страницу 102). Это решение тоже с сортировкой, но в нём есть ошибки — выход за границу вектора, т.к. в векторе из n элементов идёт обращение по индексам от 1 до n, и также Валерия путает префиксный и постфиксный инкремент, она выводит sum++, а это не увеличенное значение sum, нужно вывести sum + 1. Во всём остальном — алгоритм решения такой же, как у Кирилла, но при наличии ошибок, оно оценено большим числом баллов, чем безошибочное решение Кирилла. Есть и другие решения этой задачи с правильной идеей, но с ошибками в реализации, за них тоже стоит 5 баллов.

Жюри олимпиады по-видимому не поняло правильное решение, которое написали эти школьники, а также не смогло найти банальные ошибки в программах на C++.

Выводы. Организаторы олимпиады “Бельчонок” по информатике не могут организовать автоматическую проверку решений, не понимают проблемы сложности решений, не могут придумать эффективное решение задачи, не могут реализовать решение без ошибок, не поняли правильного решения, найденного участниками, не могут найти ошибки в программах на C++, оценки за задания выставляются произвольным образом, допущены ляпы в текстах. При этом участники олимпиады являются куда более компетентными, чем жюри.

Ну и организационные вопросы. Заключительный этап проходит в разные дни в разных городах, разница по срокам в неделю. Но у организаторов олимпиады есть два варианта заданий для проведения заключительного этапа! В первом варианте составляем слова из слова “олимпиада”, во втором варианте составляем слова из слова “информатика”. В первом варианте закрашиваем 15 клеточек, во втором варианте — закрашиваем 11 клеточек точно такой же конструкцией. Ну а задача по программированию везде одинаковая. Вся страна мучается во время регионального этапа, когда Калининград начинает туры в 8 утра, а Чукотка и Камчатка должны детей держать взаперти час после окончания тура, пока Калиниград не запрёт своих участников, а на олимпиаде “Бельчонок” совсем не заморачиваясь просто дают одну и ту же задачу в разных городах через неделю.

Непонятно, зачем СФУ проводит такую олимпиаду и хочет учитывать её результаты при поступлении в вуз. Задания этой олимпиады ничем не лучше заданий ЕГЭ по информатике, а качество работы жюри просто неудовлетворительное. Не знаю, как в Красноярске проверяют ЕГЭ по информатике, но в ЕГЭ по крайней мере на полный балл ожидается именно наиболее эффективное решение, и качество составления заданий ЕГЭ и проработки критериев оценивания заведомо лучше, чем у олимпиады “Бельчонок”.

Также отдельным вопросом является качество экспертизы олимпиад, проводимой РСОШ. Каждый год перечень олимпиад и их уровни вызывает недоумение. В перечень попадают олимпиады типа “Бельчонок”, “Инфознайка” или “Надежда знергетики”, хотя неадекватность проведения этих олимпиад видна после беглого изучения их заданий. Или повторяющаяся история с присвоением первого уровня олимпиаде “Информационные технологии”, которая ну никак не дотягивает до других олимпиад РСОШ ни первого, ни второго уровня (в этом году в перечне нет олимпиад второго уровня по информатике, но в те годы, когда Всесибирская олимпиада школьников или олимпиада “Высшая проба” по информатике были второго уровня, олимпиада “Информационные технологии” всегда была первого уровня, хотя они совершенно несопоставимы по сложности заданий). На мой взгляд, “Информационным технологиям” нужно дать третий уровень, а то множество олимпиад по информатике, которым всем сейчас дали первый уровень, вполне можно разделить по сложности на первый и второй уровень. Нынче олимпиада “Информационные технологии” стала называться “Открытая олимпиада школьников”, по видимому, чтобы её начали путать с достойнейшей “Открытой олимпиадой школьников по программированию”.

Или олимпиада “Надежда энергетики”, которую то включают в перечень, то выкидывают. Тут достаточно бегло взглянуть на задания, авторские решения, критерии проверки и работы призеров. Это тоже бланковая олимпиада, но тут сложно понять, чего же жюри хочет получить от участников? В заданиях написано, что “Для заданий 1, 2, 4, 5 требуется разработать алгоритм на языке блок-схем, псевдокоде или естественном языке”. Да, именно так, не программу, а алгоритм! За разработанную программу, оказываются, снижают баллы — это в критериях написано: “Если представлена правильная реализация на языке программирования вместо разработки алгоритма, то максимальная оценка – 7 баллов”. И, действительно, снижают: раз, два, три.

Откроем авторские решения, чтобы понять, что такое “алгоритм”, который должен быть оценён максимальным баллом, в отличие от программы. А там написано несколько слов с описанием решения а дальше текст программы на русском алгоритмическом языке, известном как “Кумир”. Это вполне себе язык программирования, у него даже есть консольный компилятор, который можно прикрутить к тестирующей системе. Но с точки зрения жюри программа на Кумире — это разработанный “алгоритм”, а программа на другом языке программирования алгоритмом не является, и полный балл не получит. Те, кто рисуют блок-схемы — молодцы, они алгоритм разработали, а те, кто программу написал — нет, они алгоритм не разработали.

Благодаря требованиям к олимпиадам в части публикации заданий, критериев оценивания, работ победителей и призёров, все могут оценить достоинства той или иной олимпиады, квалификацию методической комиссии и жюри олимпиады. Но непонятно, как олимпиады “Бельчонок” и “Надежда энергетики” прошли экспертизу РСОШ. Не следует ли сделать открытыми ещё и результаты экспертизы, чтобы все желающие могли ознакомиться ещё и с мнением экспертов относительно той или иной олимпиады?

15 мая 2021

«Бельчонок» по информатике

View Comments

Результаты университетской олимпиады «Бельчонок» по информатике

В этом учебном году впервые в лицее проводился финал университетской олимпиады «Бельчонок». Более ста лицеистов со 2 по 11 класс прошли в финальный тур олимпиады.  На заключительном этапе олимпиады 24 лицеиста стали дипломантами.

Диплом победителя получили:

  • Ломакин Владислав (4 «В»),
  • Беляев Андрей (4 «Б»),
  • Панькова Арина (7 «Б»),
  • Апаркин Матвей (9 «А»)

Дипломы II степени

  • Шилов Егор (2 «А»),
  • Шилова Дарья (5 «А»),
  • Алтынбаева Айгуль (7 «В»),
  • Купцевич Эвелина (8 «Б»),
  • Кузнецов Максим (8 «Б»),
  • Зеленцов Павел (8 «А»),
  • Храмов Павел (8 «А»),
  • Семисчастнов Константин  (9 «А»),
  • Петянов Трофим (9 «А»),  
  • Коршиков Егор (9 «А»),
  • Чуева Мария (10 «А»),  
  • Зайцев Артём (10 «А»),
  • Беляшова Мария (10 «А»).

Дипломы III степени

  • Лисицина Вероника (2 «А»),
  • Кодацкий Артём (2 «В»),
  • Гаврилов Марк (3 «Б»),
  • Панов Валерий (8 «А»),
  • Баронов Михаил (9 «А»),
  • Понкратов Александр (9 «А»),
  • Трипольский Денис (11 «Б»)

image

Поздравляем победителей и призеров олимпиады!

Администрация лицея выражает благодарность педагогам кафедры информатики и начальной школы за подготовку призеров олимпиады, а также за организацию и проведение очного тура олимпиады!

Результаты заключительного этапа: https://dovuz.sfu-kras.ru/files/olimpiady/belchonok/2020_2021/zt_final_result/inform.pdf

back to top

  • Назад
  • Вперед

Добавить комментарий

Оргкомитет Регламент Положение Подготовка к Конкурсу Примеры заданий Порядок представления работ Программа Конкурса Победители и призеры ISEF Школы для призеров Конкурса Пресса о Конкурсе Контакты Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» – олимпиада с исследовательской компонентой – состоящая из предметной олимпиады по направлению конкурса и защиты научного проекта по профилю секции конкурса для школьников 9-11 классов. В 2020-2021 учебном году конкурс «Юниор» будет проводиться по двум направлениям:

«Инженерные науки»

«Естественные науки»

В 2020-2021 учебном году Конкурс «Юниор» направлениям входит в проект Перечня олимпиад школьников: Инженерные науки (3 уровень), Естественные науки (2 уровень)

График проведения конкурса «Юниор» в 2020-2021 учебном году

  • Регистрация и представление тезисов проектов осуществляется на сайте org.mephi.ru  c 10:00 13 ноября 2020 года до 23:59 20 декабря 2020 года.
  • Приём тезисов проектов продлён до 23:59 24 января 2021 года. Приём тезисов откроется вечером 19 января 2021 года. 

  • Результаты отборочного тура буду опубликованы до 23:59 24 февраля 2021 года.

Логины и пароли для входа на платформу online.mephi.ru для написания предметной олимпиады 6 марта разосланы участникам, допущенным до финала Конкурса Юниор, на почты, указанные при регистрации на org.mephi.ru. Если Вы допущены до финала Конкурса Юниор, но Вы не получили письмо, напишите на почту olympiad@mephi.ru письмо в следующем формате: 1. Фамилия Имя Отчество 2. Регистрационный номер участника в org.mephi.ru 3. Профиль Конкурса (Естественные науки, или Инженерные науки) 4. Название проекта 5. Мной не было получено письмо с данными для входа на online.mephi.ru

Для подачи апелляции на олимпиадную часть работы пришлите запрос на olympiad@mephi.ru до 18:00 15 марта 2021 года

    Подведены итоги отборочного этапа университетской олимпиады школьников «Бельчонок»  В отборочном этапе университетской олимпиады школьников «Бельчонок» приняли 16345 тысяч учеников 2 — 11 классов из регионов России и ближнего зарубежья, всего к участию в заключительном этапе олимпиады допущены 6237 школьников. Олимпиада «Бельчонок» проводилась по разным предметам. Учащиеся нашей школы приняли в этой олимпиаде активное участие: · По математике принимали участие 20 человек, среди них 5 призёров; · По физике принимали участие 10 человек, среди них 4 призёра; · По информатике принимали участие 3 человека, из них 1 призёр; · По географии принимали участие 4 человека, из них 2 призёра; · По обществознанию принимали участие 2 человека и стали призёрами; · По истории принимал участие 1 человек и стал призёром.

Результаты

Заключительный этап олимпиады пройдет в СФУ с 15 февраля по 04 марта 2018 года в соответствии с графиком: · Физика – 17 февраля; · Обществознание – 17 февраля; · География – 18 февраля; · История – 3 марта; · Математика – 3 марта; · Информатика – 4 марта.

Для участия в заключительном этапе необходимо пройти РЕГИСТРАЦИЮ и подать заявку на сайте олимпиады. Регистрация завершится 05 февраля в 23 часов 59 минут местного времени (GMT +7). Очная регистрация на участие в олимпиаде начинается за час до начала олимпиады.  Внимание! Участникам при себе необходимо иметь: · документ, удостоверяющий личность; · распечатанное и заполненное заявление участника; · справку из образовательного учреждения с фотографией; · ручку с синей пастой. Не допускается использование калькулятора. Победители и призёры олимпиады «Бельчонок» по предметам математика, информатика имеют особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета при поступлении в вузы, в том числе СФУ. Победители и призеры Олимпиады «Бельчонок» по предметам экономика, физика, обществознание, история, география, биология получают от 6 до 10 дополнительных баллов при поступлении в СФУ.

image Поступи в один из лучших технических ВУЗов страны image Стань профессиональным разработчиком image Устройся на работу в крупнейшую IT-компанию image
Вопросы и ответы Как стать участником олимпиады?

Для участия в олимпиаде Технокубок 2020/2021 необходимо зарегистрироваться на текущем сайте. С расписанием проведения этапов вы можете ознакомиться здесь. 

По каким правилам будут проходить этапы?

Этапы будут проходить по правилам Codeforces. Подробнее можете прочить здесь. Убедительная просьба ознакомиться с ними до начала онлайн-этапа. Если вы в первый раз участвуете в соревнованиях Codeforces, просьба решить задачу для примера на одном из Ознакомительных раундов. Ознакомительные раунды проходят за несколько дней перед каждым Отборочным раундом. 

Правила проведения заключительного этапа размещены здесь.

Могу ли я участвовать в одном или во всех трех раундах онлайн-этапа?

Да, один участник может участвовать как в первом, во втором, в третьем раунде по отдельности, так и в трёх раундах. Если участник вошел в список прошедших первый раунд, то он может участвовать во втором и третьем раунде вне конкурса. Если участник вошел в список прошедших второй раунд, то он может участвовать в третьем раунде вне конкурса.

Какие льготы предоставляются победителям и призёрам?

В этом учебном году Олимпиада вошла в Перечень олимпиад школьников и имеет первый уровень. Ознакомиться с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27.08.2019 № 1125 “Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2020/21 учебный год” можно по данной ссылке. Победители и призеры олимпиады получат льготы при поступлении в высшие учебные заведения в соотвествии с правилами приёма ВУЗов.

Как подготовиться к участию?

В 2019/2020 учебном году мы рекомендуем обязательно участвовать в тренировочных и отборочных раундах. Предварительное расписание доступно здесь. Кроме того, ознакомьтесь с примерами задач прошлых лет. 

Как получить свой диплом победителя или призёра?

С 2016 года бумажные и электронные копии дипломов требуют обязательного подтверждения статуса победителя или призёра, которое приёмная комиссия вуза осуществляет через ФИС ГИА и приёма. Действительные дипломы олимпиад из официального Перечня ОШ, утверждаемого Минобрнауки Росии, выдаются только через сайт Совета олимпиад

Что такое Технопарк и Технотрек?

Технопарк и Технотрек — образовательные проекты, реализующие практико-ориентированное бесплатное дополнительное обучение студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана и МФТИ силами сотрудников Mail.Ru Group.

Сколько стоит обучение в Технопарке и Технотреке?

Обучение в образовательных проектах Технопарк (МГТУ им. Н.Э. Баумана) и Технотрек (МФТИ) абсолютно бесплатное и доступно студентам МГТУ им. Н.Э. Баумана и МФТИ любого курса и факультета.

Смогу ли я учиться в Технопарке или Технотреке, не поступив в МГТУ или МФТИ?

К сожалению, нет. Бесплатные образовательные проекты Технопарк и Технотрек доступны только студентам МГТУ и МФТИ.

Полезные документы Список победителей и призёров Технокубка 2020-2021 Все работы участников заключительного этапа 2020-2021, включая победителей и призеров Критерии присвоения дипломов 2020/21 Списки призеров участников отборочного этапа Технокубок 2020/2021 Условия и разбор финала Технокубок 2020/2021 Условия и разбор третьего отборочного раунда Технокубок 2020/2021 Условия и разбор второго отборочного раунда Технокубок 2020/2021 Условия и разбор первого отборочного раунда Технокубок 2020/2021 Согласие на обработку персональных данных Положение об олимпиаде “Технокубок” Регламент олимпиады “Технокубок”

Организаторы imageimageimageimage
Инфо-Партнеры

Обратная связь Войти Восстановить пароль Зарегистрироваться Восстановить пароль

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий